Храм Рождества Христова

История храма

История храма

Церковь Рождества Христова — православный храм Воронежской епархии. Была расположена в слободе Придача города Воронежа.

Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача — от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне. В 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В 1930 году Придача вошла в городскую черту Воронежа.

Деревянная и каменная

На Придаче ранее всех левобережных пригородных поселений появилась церковь. До строительства собственных храмов к ней были приписаны жители слобод Монастырщенки и деревни Отрожки. Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды он перестраивался — в 1745 и 1773 годах. Столетие для жизни деревянной церкви — срок вполне почтенный, поэтому неудивительно, что постройка обветшала, ей не помогал никакой ремонт. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь «в прежнее наименование», освятили ее 22 марта 1795 года.
Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.
Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».
В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер.

Священники

Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника — Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко.
В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви служили: священник Михаил Иванович Скрябин, диакон Алексей Иванович Высоцкий, псаломщик-диакон Димитрий Васильевич Попов и псаломщик Иван Яковлевич Петров.
По Клировой ведомости 1911 года в храме значатся: священники Иоанн Михайлович Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 г.), дьякон Иоанн Баженов (с 1905 года), псаломщики Димитрий Тростянский (с 1900 года) и Иоанн Курбатов (с 1910 года). Старостой Рождественской церкви был крестьянин Николай Асьминин. Приход в самой Придаче насчитывал 548 домов и 2812 человек населения. Церкви принадлежало 78 десятин земли.

XX век

Жизнь общины и храма в первые десятилетия текущего столетия не стала достоянием гласности. Одно ясно: 1917 год оказался для церкви рубежным. 31 октября 1932 года облисполком утвердил протокол областной комиссии по церковным делам. Формулировку стоит привести целиком, не меняя безграмотного стиля и пунктуации: «Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить». Упомянутые церкви «одного направления», которые осенью 1932 еще действовали, находились в слободе Монастырщенка и в селе Отрожка.
Клуб-театр, похоже, ненадолго задержался в церкви, если вообще был там открыт, а не выдвигался просто как повод для ее ликвидации. В предвоенные годы культовое сооружение использовалось под промышленные нужды. В 1941 году проводились капитальный ремонт и переоборудование здания под прядильную фабрику. Очевидно, результатом этого ремонта стало уничтожение верхних ярусов купола и колокольни, сводов трапезной и превращение оставшегося строения в промышленный цех. В мае 1944 года церковь упоминается в решении горсовета: ремонтная база Ne 31 освободила помещение хлопкопрядильной фабрики и его возвращали горпромкомбинату. Но обстоятельства изменились, и осенью 1944 года Рождественский храм использовался под общежитие военнопленными немцами, которые восстанавливали завод № 16.
Сейчас церковное здание занимает ремонтный завод «Автозапчасть» (улица Димитрова, 51). Не зная этого заранее, вряд ли кто сумеет рассмотреть за высоким забором остатки храма. Да и как узнать его в краснокирпичном ремонтном цехе; фотографировать цех не было смысла, представления о церкви снимок не даст. Изображений же той поры, когда храм Рождества Христова действовал и имел благолепный вид, не сохранилось. Из Страховой описи 1916 года известно лишь, что храм вместе с колокольней имел длину в 25 сажень (53 м), ширину 8 сажень 1 аршин (18 м), высоту — 5 сажень (10,5 м), колокольня в три с половиною яруса, ее высота до карниза — 14 сажень (30 м). Церковь венчал один купол о 12 окнах.

Использованная литература:
А.Н. Акиньшин «Храмы Воронежа»;
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900».